Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: А. Блок - символист


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Я вам поведал неземное.

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье — топор.

В мечте герои.

Так я причаливал к земле.

А. Блок

 

Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагичес­кого тенора эпохи», как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модер­нистских литературных течений того времени — сим­волизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные сред­ства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положе­ниях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов то­го времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, ухо­дом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты реши­тельно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в ка­честве формы познания они предложили символ, на­делив его особым, необычным смыслом. Символ пере­стает быть лишь средством художественной образно­сти, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости обра­за. Основной принцип изображения — никаких кра­сок, только оттенки. Задача поэта — внушать читате­лю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «му­зыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помо­щью слухового, музыкальное — с помощью изобрази­тельного. К примеру, у Брюсова:

 

В гармонии тени мелькнуло безумие,

Померкли аккорды мечтательных линий,

И громкие краски сгустились угрюмее,

Сливаясь в напев темно-синий.

 

связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние рус­ского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящей­ся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их инди­видуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу сти­хов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом авто­биографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобра­зуются в следующие строки:

 

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, вечном звоне

Церквей смешались купола.

 

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в сти­хах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, сим­вол гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а опре­делить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Да­мы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недо­сказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женствен­ность, Владычица Вселенной:

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны

Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

 

Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутрен­ней жизнью, чуждым общественным интересам:

 

Что буря жизни, если розы

Твои цветут мне и горят!

Что человеческие слезы,

Когда румянится закат!

 

Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символичес­кое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:

 

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

 

Когда позднее в поэзии Блока появляются социаль­ные мотивы, основной формой их выражения по-преж­нему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры нео­пределенны. В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обману­тыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.

Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:

 

. Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

 

Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенад­цать»:

 

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

 

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нель­зя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впе­реди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.

Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.

Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

 

Ни любви, ни тоски, ни обиды.

Все померкло, прошло, отошло... Или:

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

 

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и песси­мизма («Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи симво­лизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем са­мым свое творческое кредо:

 

О, я хочу безумно жить:

Все сугцее увековечить,

Безличное врчеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.