Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермон­тов формировался в эпоху после разгрома декаб­ристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молоде­жи не могла принять жесткого николаевского режи­ма, последовавшего за восстанием на Сенатской пло­щади, но она не вступала в открытую борьбу с са­модержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция не могла остановить развития общественной мысли в России. Изредка печатались произведения поэтов-декабристов — Кюхельбекера, Одоевского и других, начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский.

В тридцатые годы XIX века продолжал развиваться критический реализм, но одновременно с ним сущест­вовал и романтизм. Ярким примером романтизма в творчестве Лермонтова является стихотворение «Па­рус», написанное восемнадцатилетним поэтом:

 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

В интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного, что было характерно и для Пушкина. В одном из стихотворений он признавался:

 

Пусть я когда-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

 

Любовное чувство лирического героя у Лермонтова наполнено тоской, ему сопутствуют трагические обсто­ятельства, тяжелые предчувствия. Чаще всего Лер­монтов пишет о неразделенной любви, об измене жен­щины, не сумевшей оценить возвышенные чувства.

Трагизм любовной лирики был обусловлен обстоя­тельствами личной жизни поэта. Цикл стихов посвя­щен Наталье Федоровне Ивановой, дочери известного драматурга. Вначале Иванова отвечала взаимностью Лермонтову, была его близким другом, но любовное ув­лечение поэта окончилось несчастливо. Измена люби­мой женщины послужила поводом для создания стихо­творения «Я не унижусь пред тобою...»

 

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком много видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы любить тебя сильней.

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала я тебя не знал!

 

С резкой критикой современного ему поколения вы­ступил Лермонтов в стихотворении «Дума» (1838 г.). Это стихотворение — горькая поэтическая исповедь поколения, которое живет без активного действия и не верит в его пользу. Оно «старится в бездействии». У этого поколения нет ни глубоких чувств, ни прочных убеждений:

 

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

 

Это поколение не способно сказать новое слово в ис­тории России. Стихотворение заканчивается пессимис­тически:

 

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдет без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

 

«Дума» — это и лирическое стихотворение, проник­нутое грустью, мечтательностью, и одновременно сати­ра.

По идейному содержанию с «Думой» связано стихо­творение «И скучно и грустно...», написанное в форме лирического монолога. Критик В. Г. Белинский востор­гается этим произведением. Он сравнивает его с «пото­ком слез, давно накипевших», со струей горячей крови из раны, с которой вдруг сорвали повязку. В стихотво­рении наиболее полно отразились особенности лирики

240

Лермонтова. Стихи Лермонтова — это почти всегда на­пряженный внутренний монолог. Взгляд поэта сосредо­точен не столько на внешнем мире, сколько на внут­реннем душевном состоянии человека. Поэт раскрыва­ет борьбу противоречивых мыслей своего лирического героя.

 

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды... Желанья!.,

что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустячная и глупая штука...

 

Состояние души, которое, казалось бы, трудно вы­разить словами, занимает главное место и в стихо­творении «Выхожу один я на дорогу...» Философское содержание этого произведения выявляется из сопос­тавления спокойной и величественной природы и страдающего человека, задающегося извечными во­просами. Лирический герой Лермонтова устал от не­возможности понять самого себя, от неосуществимос­ти желаний. Поэтому в нем нет той гармонии, кото­рую он чувствует в природе. Но у него осталась жажда прекрасного, которое он связывает с любовью, с единением с природой.

 

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я 6 желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...

Лирика этого замечательного русского поэта близка каждому человеку. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с разочарованием и страданием. На мой взгляд, основ­ной ее мотив — это мотив одиночества, который прони­зывает все его творчество. Одиноки герои его произве­дений, одинок и сам поэт. Многообразные оттенки этого чувства мы находим в его стихотворениях. Это одино­чество на лоне природы («Выхожу один я на дорогу...»), одиночество человека в толпе («Как часто пестрою тол­пою окружен...»). Это неприятие всего, что составляет эмоциональную жизнь людей: любви, желаний, страс­тей («И скучно и грустно...»), бесплодность поисков сча­стья и борьбы («Парус»), одиночество в заточении («Узник»).

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.