Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Приличъем, скрашенный порок

Я смело предаю позору —

Неумолим я и жесток.

М. Ю. Лермонтов

 

Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, ког­да открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству.

Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осозна­вать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Миха­ил Лермонтов говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, про­сит бури, как будто в бурях есть покой...» — пишет по­эт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником. Герцен, почти ровесник Лермон­това, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных спо­ров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пят­надцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Ни­колай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и ка­торгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая деятель­ность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным чело­веком, чтобы в лицо кинуть им слова: «Вы, жадною толпой, стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы па­лачи!»

Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «Смерть поэта» — это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт стоящим у трона «Свободы, Гения и Славы пала­чам». Гениальное стихотворение Лермонтова пере­кликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству — Одоевского. Одоевский был опальный поэт. По мнению большинства, жизнь долж­на идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он страстно об­ращается к своему поколению, упрекая его в бездей­ствии. В стихотворении «Дума» поэт пишет:

 

Печально я гляжу на нагие поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанъя и сомненья,

В бездействии состарится оно.

 

«Дума» заканчивается предсказанием о строгом су­де грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении «Поэт» Лермонтов го­ворит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бой­ца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных». Печатать Лер­монтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал «Отечественные записки» был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова.

Лермонтов четко дал характеристику своему обще­ству: «Перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы». Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто, пестрою толпою окружен...» и «Родина». Он пи­сал: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..»

Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, по­стоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не ум­рет своей смертью. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком». Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших дел, а не увлекаться призрачной мишурой.

Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пи­шет:

 

Нет, я не Байрон, я другой.

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

 

В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказыва­ет о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть покой и воля», Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не ве­ря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой».

В то же время Лермонтов пишет «Бородино», кото­рое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лер­монтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» Высоко Лермонтова оценил Чехов. Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искус­ства.

У поэта трудная судьба. За свои дерзкие стихи М.Ю.Лермонтов не только оказался в опале, но за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бен­кендорф внимательно следил за его творчеством. Ба­бушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкен­дорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. «Не дождаться мне, видно, сво­боды, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой», — писал Лермон­тов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося про­тив зла».

Подводя итог, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, ког­да всякая общественная мысль замирала, — это зна­чило проявить большое гражданское мужество и сме­лость. До конца своей жизни поэт был верен выбран­ной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лер­монтова.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.