Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: История любви, рассказанная А. Блоком


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Я сидел у окна в переполненном зале,

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

А. Блок

 

Сколько было сказано слов о любви! Это состояние души воспевали и Гомер в своих гимнах, и Данте в «Божествен­ной комедии»... Да мало ли! Каждому человеку дано лю­бить, и всякий может понимать это чувство по-своему, про­пуская его через решето своих мыслей, сплетая с нитью своего воображения или соударяя его с бильярдным шаром совести. Можно говорить много слов о том, что любовь не изобразима на бумаге, что перо не способно начертать фор­мулу любви. Но только попади это перо в руки поэта, — и о чудо! Перед нами страсть и страдание, горечь и сомнение, одолевавшие человечество вчера, позавчера, целую вечность!

В литературный мир Блок вошел под сильным влияни­ем религиозно-философских идей Владимира Сергеевича Со­ловьева, сына знаменитого историка. Его считали своим учителем философы-идеалисты начала XX века и поэты сим­волистского круга. В «соловьевстве» Блока привлекают представления об идеале (Мировой Душе) как о духовной сущности мира, о стремлении к нему как воплощению Веч­ной Женственности и гармонии, о способности Мировой Души однажды явиться в мир человеческий и преобразить его, соединив Небо и Землю. Этому идеальному образу све­та Блок дал имя «Прекрасная Дама». Поэтому один из пер­вых циклов стихотворений так и был назван — «Стихи о Прекрасной Даме». Написанные от имени лирического героя, эти мысленные монологи представляют собой мечты о встрече с прекрасной дамой своего сердца. Но в любовных переживаниях не создается объективной картины мира, ибо, желая встречи, герой желает постичь космос, мечтает о слиянии индивидуальной души с Мировой Душой. По­этому любовь — источник души поэта, стремление познать сущность бытия; она бестелесна и платонична.

По нарастанию чувств этот цикл можно назвать лири­ческим романом, где только два действующих лица: лири­ческий герой и Прекрасная Дама. Также можно четко вы­делить некоторые черты средневекового куртуазного рома­на, ибо любовь не только светлое чувство, но и служение, ожидание долгожданной встречи. Недаром все стихи пол­ны предчувствия и ключевым словом становится глагох «ждать»:

 

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо,

Все в облике одном предчувствую

Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,

И молча жду, тоскуя и любя.

 

Для поэта Она — и Древняя Дева, Заря, Купина, Веч­ная жена и просто «ласковая, милая, вечно молодая». Пре­красная Дама появляется в природе, через природу, кото­рая совершенна и тождественна Ей, но облик Ее на протя­жении цикла меняется: Она — носительница полноты жизни, жизненных сил, но Она же и смерть, ибо путь к ней — в разрыве с земным, а целомудрие — источник и условие настоящего творчества. Возникает чувство невоз­можности соединения, долгожданная встреча никогда не произойдет: «Ты свята, но я тебе не верю...» Это закрывает все пути лирическому герою в поисках идеала, и он вы­нужден поменять рыцарские доспехи на шутовской наряд.

Через четыре года после издания стихов Блок назовет «Стихи о Прекрасной Даме» «закрытой книгой бытия», «ранней утренней зарей — теми скалами и туманами, с ко­торыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».

От «соловьевских» идей Блок приходит к идее единства бытия со всеми его противоречиями: единством сказки и реальности, жизни и смерти, вечного и преходящего, кра­соты и уродства, болезни и здоровья. Многоликость и сим­волизм этого единства рождает разнообразие стихов, входящих в цикл «Город». И здесь нашлось место светлому чувству. Но где же на этот раз появляется Прекрасная Дама? В балладе «Незнакомка» нарисована странная, на­туралистическая картина: детский плач, женский визг, по­шловатые картины флирта, пыльный пейзаж и страшные лица пьяниц. Да, именно здесь идет Она. В том, что это Прекрасная Дама, сомневаться не приходится:

 

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

 

Но лирический герой прогоняет идеал:

 

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

 

Почему? Потому что так устроена жизнь: пошлое и гряз­ное сосуществует с возвышенным и святым. Незнакомка в Городе и есть тот символ единства бытия. Чувство к Незнаком­ке — это любовь к Прекрасной Даме, потопленная в болоте.

Но это не все. Страшный «Город» перерастает в «Страшный мир». Лирический герой этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний; он пережил все: и «его страсти безотрадной», и «мрачные, порочные усла­ды». Вот стихотворение «В ресторане». Это своеобразный синтез «Стихов о Прекрасной даме» и «Незнакомки». Здесь рыцарское служение и натуралистическая картина, надлом­ленность чувств и тонкий сарказм. Но как же все это пре­красно:

 

Я послал тебе черную розу в бокале.

 

И хочется верить, что вот сейчас возлюбленная преоб­разится и на бренную землю вернется Она:

 

И вздохнули духи, задремали ресницы.

Зашептались тревожно шелка...

 

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.