Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обрече­на на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаев­ской реакции. Глубокий застой и спад революционного дви­жения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, «...нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце».

Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова — в тесном переплетении конкретно-исторической и обществен­ной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного чело­века и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мирозда­нии и его творце, о вечности.

Один из самых важных вопросов, который волнует Лер­монтова, — судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху «безвременья», основным признаком которого было от­сутствие общественных идеалов, отречение дворянской ин­теллигентности от общественно-политической жизни. В сти­хотворении «Монолог» свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:

 

И душевно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

 

Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

 

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

 

В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспо­щадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.

В лирических произведениях Лермонтова родина — пред­мет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью — за сильный духом, умный, творческий, мужествен­ный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.

Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встре­тить его размышления о будущем России. Одно из таких раз­думий — стихотворение «Предсказания». Шестнадцатилет­ний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и ни­колаевскую реакцию, наступившую после разгрома револю­ционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: «...царей коро­на упадет». Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным про­светителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего унич­тожение закона:

 

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон.

 

А дальше он рисует картину, которую страшно предста­вить: «смерть и кровь», «чума от смрада мертвых тел», «голод и зарево пожарища». На место свергнутого царя «явится мощ­ный человек» с «булатным ножом» в руке, который будет мрачен и беспощаден:

 

И горе для тебя! — твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

 

Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта ока­залось правдой!

Россия представлялась Лермонтову как «страна рабов, страна господ». Поэтому его любовь к родине соткана из от­рицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия...». Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью опреде­ление родной страны — «немытая Россия». Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произноси­ла! В этом словосочетании заключена исключительная по поэ­тической выразительности и чрезвычайно емкая историчес­кая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и не­развитость современной поэту страны. Стихотворение «Родина», написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.

Понимание реакционности, ничтожности, косности дво­рянского общества тридцатых годов обращает мысль Лер­монтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и кото­рую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним во­прос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.

Непосредственная тема стихотворения «Родина» — не лю­бовь к России как таковой, а размышление о «странности» этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программ­ный смысл. Мотив «странной любви» развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепри­знанное понятие патриотизма.

 

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: «В уди­вительном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает лю­бовь к отечеству истинно, свято и разумно». Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.