Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Лермонтова М. Ю.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Эволюция темы свободы в русской поэзии начала 19 века


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тема свободы во все времена занимала значительное место в поэтическом творчестве.

Я думаю, это происходит из-за того, что свобода есть ес­тественное проявление человеческой души, а поэт всегда вы­ступает исследователем внутренней жизни человека. Но никакая другая тема стихотворений не связана так с эпохой, в которой живет поэт, с суждениями и мнениями, которые он разделяет. Поэтому, задавшись целью понять, как изменяется тема свободы в лирике самых ярких поэтов начала XIX века, Пушкина и Лермонтова, необходимо проследить изменения в общественной жизни России в то время.

Итак, шло второе десятилетие XIX века. Великая война потрясла Россию, разрушив старую жизнь екатерининских вельмож. Но и в новой жизни осталось угнетение, и в новой жизни страдал народ, тот народ, что сокрушил непобедимого завоевателя Европы, стонал, как и прежде, под ярмом поме­щиков.

Невозможность сохранять существующее положение вещей была ясна всем передовым людям эпохи. К тому же идеи французского просвещения уже глубоко проникли в рус­скую жизнь, и особенно живо их восприняла революционно настроенная молодежь. Политическим идеалом стала консти­туционная монархия, и с ее помощью будущие декабристы мечтали освободить русский народ от векового гнета крепост­ничества. В первых рядах молодого поколения тех лет был и Александр Пушкин.

Пушкин разделял взгляды декабристов. И, конечно, прежде всего поэт воспевал дело свободы, той свободы, кото­рая, как воздух, нужна угнетенному народу. В борьбе за этот светлый идеал Пушкин готов отдать все силы и так видит свой долг гражданина:

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Мы видим, что для молодого поэта свобода — это понятие политическое, антитеза тирании, поэтому нерушима ее связь с законом:

 

Лишь там над царскую главою

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье...

 

Но вместе с таким пониманием свободы, идущим еще от традиций классицизма, есть в лирике молодого Пушкина и другое понятие — «воля». Воля понимается поэтом как нрав­ственное освобождение от пут светской жизни, и, таким образом, это понятие становится романтическим воплощением темы свободы.

Особенно сильны эти мотивы в стихотворениях, написан­ных в годы южной ссылки, ведь в это время к комплексу романтических настроений молодого человека прибавляется чувство личной несвободы. Как никогда сильно звучит в душе поэта призыв:

 

.. .Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

 

Но зрелым умом Пушкин понимает: гордый и одинокий дух не может принести людям счастья, потому что «лишь для себя он хочет воли». После поражения декабристов поэт долго и мучительно расстается со своей прежней «беспечной верой» в свободу. Пушкин больше не прославляет сочетание свободы и закона, ибо видит невозможность такого союза. Но, как и прежде, звучит в его поэзии мотив воли, звучит все с той же щемящей тоской, соприкасаясь с величайшими вопросами человеческого бытия:

 

На свете счастья нет, но есть покой и воля,

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю, трудов и чистых нег.

 

Поражение декабрьского восстания возвестило о начале новой эпохи — эпохи «безвременья». И нам для лучшего по­нимания настроений поэтов этих лет нужно обратиться к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

В годы, когда расцвел талант этого прекрасного поэта, высокие идеалы декабристов оказались под запретом, а в чем-то утратили свою притягательность. Жизнь молодого поколе­ния текла «пусто и уныло», и лучшие умы этого времени задыхались в бездействии.

С юных лет Михаил Юрьевич чувствовал в себе огромные творческие силы, «его сердце было полно любовью к людям», и он мечтал всю жизнь отдать служенью им. Но ни единого отклика своим желаниям не встретил поэт в окружающей его жизни. И неудивительно, что юный Лермонтов, оскорблен­ный в лучших порывах души, страстно хочет воли в ее ро­мантическом понимании:

 

Дайте волю, волю, волю,

И не надо счастья мне...

 

Поэту невыносимо душно в этом мире, и он мечтает сбро­сить «вериги бытия» и улететь вместе с птицами в край милой Шотландии, которая видится Лермонтову приютом измучен­ной души.

С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает "безысходность своего сущест­вования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, так далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной тем­ницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться:

 

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу Черногривого коня!..

...Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем...

 

Что близко поэту в этом мире? Единственно родным ему кажется мир природы, в слиянии с которым можно обрести истинную волю, потому что природу не затрагивают тревоги людей, она вечна и прекрасна:

 

Когда волнуется желтеющая нива...

...Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

 

Так, ощущая свою ненужность, чуждость пустому, свет­скому обществу, вдали от мира природы, Лермонтов делает последний вывод: «Я б хотел забыться и заснуть!»

Мы увидели, что в восприятии свободы Лермонтов всю жизнь остается романтиком. И в эпоху безвременья иных настроений не могло быть. В трагедии Лермонтова отразилась трагедия всего поколения, которое оказалось лишенным свет­лых идеалов, что во все времена освещали людям путь в бу­дущее.

Из всего бесконечного многообразия тем поэзии великих русских поэтов, Пушкина и Лермонтова, я выбрал и просле­дил развитие лишь одной, но именно эта тема кажется мне очень важной, потому что связывает поэта с его временем и, значит, позволяет найти общие закономерности взаимоотно­шений художника с эпохой. Это знание нужно нам и сегодня; в нашу сложную историческую эпоху крутой ломки общест­венного мировоззрения оно поможет многим из нас разобраться в своих мыслях и чувствах. А Пушкин и Лермонтов долж­ны всегда оставаться в нашей памяти как два великих иссле­дователя человека, воплотивших и развивших в своих произ­ведениях лучшие стороны человеческого духа.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.