Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Некрасова Н. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского чело­века как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества.

Фольклор в поэме - это былины, пословицы, сказки и сказочные пер­сонажи, песни, басни. В «Прологе» Некрасов использовал фольклорные мотивы и образы: пеночка, скатерть-самобранка, корявая Дурандиха, ле­ший, корова с колокольчиком - персонажи сказок; зайка серенький, лиси­ца хитрая, ворон - герои басен; а черт - это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями бы­лин и сказок. Также в «Прологе» присутствуют магические, сакральные числа - семь, три, четырнадцать: семеро мужиков, семь филинов, четырнад­цать свечей.

 

Четырнадцать свечей!..

...У самого костра,

Сидит и черту молится.

 

Свеча - это христианский, священный мотив, а костер - языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне — по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел - «средь мира»), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы.

Семеро мужиков - традиционные герои русских сказок - отправляют­ся в путь-дорожку на поиски счастливого человека. Каждая реплика встре­ченных ими людей говорит об определенном характере, каждый герой говорит народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Об­разы крестьян передают многообразие ситуаций, судеб. В конце главы «Пьяная ночь» упоминаются популярные в народе лубочные издания - «Шут Балакирев» и «Английский милорд».

Постепенно, с развитием сюжета поэмы, перед нами возникают карти­ны народной жизни. Часто в повествование вводятся различные вставные элементы в виде песен и легенд, рассказываемых и исполняемых самими действующими лицами. Так, начиная с третьей части поэмы, «Крестьян­ка», Некрасов вводит различные песни, причем некоторые из них были взяты из народной жизни, а некоторые принадлежат перу самого автора. Основными фольклорными источниками для Некрасова явились народ­ные песни, собранные Рыбниковым, Шейном, а также причитания Ирины Федосовой и записи Барсова.

Песня является неотъемлемой частью поэмы, а также устного народ­ного творчества. Она сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, про­вожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.

3 повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплета­ется множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Бес­спорно, это яркая личность, недаром ее прозвали «счастливицей». Но доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофе­евны на каждый случай в ее жизни находится песня.

Есть в этой части и отдельная глава «Песни», которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В «Пире на весь мир» мужики справляют «поминки» по «крепям». Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, про­тиворечивы и пестры эти песни на духовном пире народном. Так, в главе «Горькое время - горькие песни» мы видим песни народа о своей жизни. Название первой песни «Веселая» звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:

 

Славно жить народу

На Руси святой!

 

Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.

Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд, в которых вводится противоречивый образ народа. В легенде «Про холопа пример­ного - Якова верного» речь идет о «людях холопского звания», потеряв­ших человеческое достоинство в условиях крепостного права. А в легенде «О двух великих грешниках» проводится иная идея - идея возмездия помещикам за их злодеяния.

В разноречивый хор народных голосов органично вливаются песни Гриши Доброеклонова, разночинца-революционера, знающего о том, что счастье может быть достигнуто в результате борьбы за общие интересы. Мужики прислушиваются к Грише, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню «Русь» он еще не успел пропеть вахлакам, потому и финал поэмы открыт в будущее. Песня Гриши проникнута оптимизмом, верой в силу народа:

 

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

 

В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню «Русь» и не поняли, в чем заключается «воплощение счастья народного».

Поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называли эн­циклопедией русской народной жизни. Песни и легенды раскрывают на­родное мировосприятие, помогают автору показать типичность судеб рус­ских крестьян.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.