Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Айтматова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Ранние повести «Материнское поле» и «Первый учитель»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Имя Чингиза Торекуловича Айтматова хорошо знакомо русскому читателю. Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспринимать красоту окружающего мира.

Героиня повести «Материнское поле» Толгонай, вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил ее старший сын — комбайнер Касым, говорит: «Это был народный хлеб — тех, кто вырастил его, тех, кто сидел в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал. И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идет от народного сча­стья, как стебель от корней. Я и сейчас не отрекусь от этой свя­той веры, что бы ни пережила, как бы круто жизнь ни обраща­лась со мной. Народ жив, потому и я жива...» Надо помнить о том, что слова эти говорит мать, родившая, растившая, воспи­тавшая трех сыновей, а потом одного за другим потерявшая их на войне. Надо помнить о том, что говорит она эти слова не с трибуны... Она просто рассказывает о своей жизни другой ве­ликой Матери — земле, которой не солжешь, перед которой не сфальшивишь. И вот, поняв это, нам становится предельно яс­на позиция автора: в обществе судьба одного человека — неот­рывная часть судьбы всенародной. Слова эти могли бы оста­ваться правдивыми, прекрасными, но все же привычными сло­вами, если бы их высокая сущность не нашла бы воплощения в художественных образах, созданных такими крупными масте­рами, каким является Ч. Айтматов.

В повести «Первый учитель» Ч. Айтматов ставит перед со­бой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.

Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к лю­дям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую ле­генду об одном из таких людей — о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и бес­примерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой на­кал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. Куркуреу — аил небольшой. По­сле революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отстало­сти. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останав­ливает людей. «В ней вся сила»,— говорят аильчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу забро­шенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, ко­го на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — стро­ители культуры, нашего будущего.

Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддержи-

585вают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен нау­чил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть бу­дущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, ста­новящегося примером для молодежи.

Алтынай и Толгонай, Танабай из «Прощай, Гульсары!» — это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачно­го прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о буду­щем, и тут вдруг трагедия войны. На страницах повести трагиче­ское дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах.

Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу станови­лись взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена.

Художественное и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в нем органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерываю­щейся связи времен.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.