Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема любви в драме А. Н. Островскою «Гроза»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принци­пиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литерату­ре» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.

Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становит­ся первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядыва­лись на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только».

Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не пого­ворив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которо­го она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироо­щущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Но­чью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так лас­ково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощени­ем наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Ре­шение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представля­ет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столич­ной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отли­чается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабано­вой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супру­жеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с му­жем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблени­ям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трус­ливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до униже­ний и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюб­ленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описа­ны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испыты­вают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катери­ну житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомнен­но, одной из наиболее важных проблем в произведении.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.