Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пастернака


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Я весь мир заставил плакать над судьбой страны моей»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Размышления над страницами романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

 

Что же за «пакость» сделал своей стране этот человек? Почему за ним «шум погони»? Оказывается, он посмел опуб­ликовать за рубежом давно написанный роман «Доктор Жи­ваго», который на родине никто не хотел печатать. Чиновни­ки от литературы боялись, что он расшатает устои Советско­го государства.

О чем же этот «крамольный роман»? О судьбе личности, захваченной бурей, вихрем, метелью революционных лет:

 

Мело, мело по всей земле

Во все пределы...

 

Как похоже на блоковское «ветер, ветер на всем белом свете...». Революционные события предстают в романе во всей их обнаженной сложности. Они не укладываются в голые хрестоматийные схемы общепринятых описаний в учебнике истории.

В центре романа образ Юрия Андреевича Живаго. Пас­тернак и в прозе остается лириком. Многие страницы «Док­тора Живаго» автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству; ведь врач Юрий Живаго — тоже поэт. «Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии само­го Пастернака... Это духовная автобиография Пастерна­ка», — утверждает Д. С. Лихачев. И с этим трудно не согла­ситься.

Юрий Живаго — собирательный образ русской интелли­генции, которая не без колебаний и духовных потерь приня­ла революцию. Трагедия Живаго — в постоянных сомнениях и колебаниях, однако в нем есть решимость не поддаваться соблазну однозначных и непродуманных решений. Он стоит как бы «над схваткой», ощущая громадность совершающих­ся помимо его воли несущих его событий. Его восприятие ре­волюционных лет, как мне кажется, очень созвучно воспри­ятию волошинского лирического героя из стихотворения «Гражданская война»:

 

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 

События Октябрьской революции входят в Живаго, как входит в него сама природа, он их чувствует, слышит, но не ос­мысляет логически, не хочет осмыслять, он воспринимает их как природный катаклизм, историческую трагедию России: «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, — грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией».

Что такое Россия для интеллигента Юрия Живаго, кото­рый гибельно заблудился в революции и оказался между двух лагерей, точно так же, как он метался между двумя женщи­нами — Ларой и Тоней, каждую из которых он любил особой любовью? Россия — это прежде всего живое чудо Природы. Она тоже соткана из противоречий, полна двойственности. Живаго любит Россию, и эта любовь вызывает в нем беспре­дельное страдание: «...Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрями­ца, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величествен­ными и гибельными выходками, которых никак нельзя пред­видеть!..» Поразительная по точности характеристика, в кото­рой слились воедино и боль и любовь. И опять вспоминается волошинское: «горькая детоубийца — Русь!»

В восприятии исторического процесса, судя по роману, Пастернак был последователем Л. Н. Толстого, отрицавшего роль личности в истории и во многом фаталистически вос­принимавшего ее ход. Историю никто не делает, ее не видно, как нельзя увидать, как трава растет, все происходит поми­мо воли человека — таково убеждение Пастернака. В этом отношении характерно сопоставление в романе судеб Антипова, Стрельникова и Живаго.

То, что они оба связаны с Ларой, вовсе не случайно. Из классической литературы нам известно, что некоторые жен­ские образы олицетворяют собой Россию. Например, Татьяна Ларина у А. С. Пушкина, Татьяна Марковна Бережкова в «Об­рыве» И. А. Гончарова, русские женщины Некрасова, турге­невские девушки и т. д. Можно сказать, что Лара — это тоже Россия, сама жизнь. «...Чистейшая, как хрусталь, сверкаю­щая, как камни ее свадебного ожерелья — Лара Гишар. Очень вам удался портрет ее, портрет чистоты, которую никакая грязь... не очернит и не запачкает... Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное...» — писал об этой героине Варлам Шаламов. Следовательно, в про­тивопоставлении Живаго — Стрельников ощущается симво­лический смысл. Жестокий, волевой Стрельников воюет на стороне красных. Тонкая, наблюдательная Лара отмечает, что от этого «...живое человеческое лицо его стало олицетворени­ем, принципом, изображением идеи». Его бронепоезд беспо­щадно подавляет всякое сопротивление революции, но он бес­силен ускорить или замедлить ход событий. И в итоге судьба военспеца Антипова/Стрельникова, выброшенного из жизни, и судьба Юрия Живаго почти одинаковы:

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути...

 

Продуман за них кем-то другим, они оба втянуты в водо­ворот жизни.

Об этом философские размышления в стихах Юрия Жи­ваго — Бориса Пастернака, помещенных после эпилога ро­мана. И все-таки, вопреки всему, они полны веры в подлин­ную ценность силы духа и «тайной свободы» человека, всюду остающегося самим собой.

В стихах отразилось также пастернаковское определение творчества — символический образ зажженной свечи.

 

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела...

 

«Свеча горела» — таково было одно из первоначальных названий романа «Доктор Живаго». Через все перипетии века светит нам эта свеча... Огонь ее проникал и проникает в души тех, кому пастернаковское творчество освещает жиз­ненный путь.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.