Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Распутина


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Повесть «Прощание с Матерой»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Патриотизм это не любовь к идее,

а любовь к отчизне.

В. Распутин

 

Валентин Григорьевич Распутин — замечательный совре­менный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: «Деньги для Марии» ( 1967 г .), «По­следний срок» ( 1970 г .), «Живи и помни» ( 1975 г .), «Проща­ние с Матерой» ( 1976 г .) и другие.

В повести «Прощание с Матерой» писатель пишет о «ма­лой» родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге «Что в слове, что за словом?» Распутин так объясняет это понятие: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль...»

Повесть «Прощание с Матерой» — это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насиль­но выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.

Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы заму­жества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать «на материк». Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. «Кто же старое дерево пересажи­вает?!», «Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя...»

Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая род­ную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребени­ем. «Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут — так принято. А как можно отдавать на смерть род­ную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в ко­торой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует...»

Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой «высшей цели» надо разорять и уничтожать веками склады­вавшуюся жизнь, хозяйство, а главное — могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?

Дарья да листвень — хранители традиций и самой Мате­ры — матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сию­минутной выгоды. «Царственный листвень» назвали пожогщи­ки «неповалимым». «Один выстоявший непокорный... продол­жал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто».

На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чу­жие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: «Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, спо­собных к работе, ни головы, способной к жизни». Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Пет­руха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.

Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и вою­ет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.

Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, кото­рое творится под маской рациональности и законности.

Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породив­шей его таким могучим и красивым.

Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться вели­кой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.