Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Особое место в русской литературе XIX века занимает твор­чество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и спра­ведливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали про­ще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере прояви­лось всеобъемлющее "головотяпство" русского общества про­шлого века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно при­бегал к жанру сказок.

Первые три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик") были написаны еще в 1869 году. Однако если вначале созда­вались лишь отдельные произведения этого жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — "Сказки для детей из­рядного возраста".

Многообразно идейно-тематическое содержание этих про­изведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изоб­ражение трагического положения угнетенного народа, его ка­торжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных ин­теллигентов, много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам.

Сказки Салтыкова-Щедрина — это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из нее наиболее яр­кие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.

Так, например, в сказке "Дикий помещик" крайнее преуве­личение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение существующих в России порядков, которые спо­собствуют появлению таких помещиков-паразитов.

Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в мир сказ­ки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существова­ния. Он не может выносить даже "холопского духа". Его страстная мечта — лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособ­ленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, пре­вращаясь в животное.

Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у авто­ра бессловесный и безропотный, и поэтому обличение поме­щиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагичес­кой безысходности судьбы простого русского человека.

Сказки писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми и молчунами.

Одна из самых ярких сказок, в которой действуют живот­ные, — "Премудрый пескарь".

С иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого обывателя, который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою распостылую жизнь бере­жет". В этой сказке, как и во многих других, писатель сочета­ет фантастику с реалистическим изображением действитель­ности. Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он "жалованья не по­лучает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это художественная метафора, которая помогает охаракте­ризовать людей-обывателей.

Вся биография пескаря сводится к формуле: "Жил — дро­жал и умирал — дрожал". Страшно становится от|рих слов. Но именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы,давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье настоящего челове­ка, в этом заключается великий смысл нашего пребывания на земле.

Проанализированы лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина. Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости правителей, покорности и бессло­весности народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости.

К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небы­тие. И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответ­ственных болтунов. И в этом нам помогает страстный, стра­дающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.