Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Салтыкова-Щедрина М. Е.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Б. Салтыкова-Щедрина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Сатира была оружием писателя.

В середине XIX века из-за существовавшей строгой цензу­ры автор не мог до конца обнажить пороки общества, пока­зать всю несостоятельность российского управленческого ап­парата.

С помощью сказок "для детей изрядного возраста" автор смог донести до своих современников резкую критику суще­ствующего общественного устройства.

Для написания сказок, автор использует такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза.

Все сказки делятся на четыре группы.

Обличение деспотизма властей — в сказках "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Богатырь". В сказке "Медведь на воеводстве" содержится беспощадная критика самодержа­вия. Злого воеводу сменяет ревнивый, а ревнивого сменяет добрый. Но жизнь лесных жителей лучше не становится. Зло заключается в природе власти.

Критике трусливой, умеренно-либеральной интеллигенции, посвящены такие сказки как: "Премудрый пескарь", "Само­отверженный заяц", "Здравомыслящий заяц", "Король-идеа­лист" и другие.

В "Премудром пескаре" мы видим жизнь просвещенного обывателя, боящегося всего на свете. Он постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скуч­ную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожи­той жизни: "Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил — дрожал и умирал — дро­жал". Только перед лицом смерти обыватель осознал, что никому он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнят. Страшна отчужденность пескаря, его замкнутость.

В следующей группе сказок изображается жизнь народ­ных масс, простого трудового народа. Сказки "Коняга" и "Со­седи", "Путем-дорогою" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Кисель" и другие дают картину жизни пореформенной крестьянской России.

В "Повести о мужике" мы видим безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.

Он даже сам сажает себя на цепь, что лишний раз показыва­ет его забитость. Вскрываются противоречия между потенци­альной силой и гражданской пассивностью русского мужика. Мужик является первоосновой и источником жизни, в то время как генералы сами ничего не умеют делать, не имеют понятия о простейших вещах, зато умеют заставлять рабо­тать на себя простого мужика.

"Коняга" —- это олицетворение народа, его трудолюбия, вы­носливости, забитости, его каторжного положения.

Мораль собственников-хищников показана в сказках "Про­пала совесть", "Дурак", "Христова ночь", "Рождественские сказки".

Героя сказки "Дурак" Иванушку все окружающие счита­ют дураком, так как он не может признать за норму эгоизм.

Салтыков-Щедрин исповедует в "Христианской ночи" на­родную веру в торжество правды и добра. Важен суд за соде­янное зло на земле, а не в загробном мире.

Не зря М. Горький говорил, что невозможно понять Рос­сию второй половины XIX века без помощи сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.