Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Солженицына А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Вопросы смысла жизни в повести А. И. Солженицына “Раковый корпус”


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын. Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в журнале «Новый мир» рассказа «Один день Ивана Денисовича». Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему. В рассказе А. И. Солженицын стремил­ся показать характер русского народа, лагерную жизнь глаза­ми простого русского человека. Потом писатель начинает ра­боту над историческим произведением «Архипелаг ГУЛАГ», материалом для которого служат письма узников сталинских лагерей. После выхода в свет «Архипелага» за рубежом А. И. Солженицын был насильственно выдворен из родной страны. И только через полтора десятилетия великий писатель получил возможность вернуться на Родину. В конце восьми­десятых состоялось возвращение А. И. Солженицына россий­скому читателю, благодаря тому же «Новому миру», в котором С. П. Залыгин начал печатать «Архипелаг ГУЛАГ». Стало ясно, что молчать о творчестве писателя нельзя. Ведь Солже­ницын лучше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос «Кто мы есть?».

А. И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологичес­ком факультете Московского института философии и литера­туры. Был призван в армию, окончил артиллерийское учили­ще. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына пости­гает арест, тюрьма и лагерь. Сам Солженицын о своем аресте писал: «Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили».

Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось мень­ше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних во­просов человеческого существования. Прежде всего — о смыс­ле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезап­ностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злока­чественную опухоль, и считал, что «возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель». После выписки из Ташкент­ского онкологического диспансера в 1955 году А. И. Солжени­цын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована идея была только почти через десять лет. Попытки напечатать «Ра­ковый корпус» в журнале «Новый мир» успехом не увенча­лись, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.

В «Раковом корпусе» сталкиваются два героя. Один, про­тотипом которого в какой-то степени служит сам писатель, Олег Костоглотов, бывший сержант-фронтовик, ожидавший в онкодиспансере смерти и чудом спасенный. Другой — Павел Русанов, ответственный работник, профессиональный стукач, посадивший в тюрьму немало безвинных людей и на их стра­даниях построивший свое благополучие. Вспоминая о тех, чьими судьбами он несправедливо распорядился, он не испы­тывает угрызений совести, в его душе только страх перед воз­можным возмездием.

Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это — луч света, а для другого — развал созданного по крупицам мира.

Немалую роль в осмыслении происходящего играет лите­ратура. Костоглотов задумывается над отечественной словес­ностью. Не случайно появился в палате томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы XIX века с его «главным законом» Толстого — любви человека к человеку.

Между Русановым и Костоглотовым помещается «пропо­ведник нравственного социализма» Шулубин. Первые читате­ли сочли бы, что он-то и выражает мечты самого писателя. Но впоследствии А. И. Солженицын сказал: «Шулубин, который всю жизнь отступал и гнул спину, совершенно противоположен автору и не выражает ни с какой стороны автора».

Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие опыт и глубину жизни. Именно у них был Олег после того, как неожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь. Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.

В «Раковом корпусе» почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, на­поминает о себе «вечной ссылкой» Костоглотова. Будни рако­вого корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными крас­ками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей прово­локой, а самой природой. Угроза гибели нависает над челове­ком уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А. И. Солженицын словно привет­ствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет чело­веческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия пи­сатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жиз­нелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Этих людей не останав­ливают духовные ценности, они способны смять все на своем пути. Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А. И. Солженицына, в них спит или отсутствует совесть, поэ­тому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: «Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?» Для Олега больничная палата стала шко­лой. Понятна тяга его к простой жизни. В финале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их непро­стых отношениях. Он боится внести разлад в уже надломлен­ную судьбу Веры и понимает, что их разделяет его болезнь, его положение ссыльного. Выразительна сцена, когда перед отъездом Олег заходит по просьбе Демки, больного соседа-мальчишки, в зоопарк, где пережитое заставляет видеть про­образ измученного общества. Эта сцена как стон, как крик. «Самое запутанное в заключении зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим, силы бы имея, Олег не мог бы при­ступить взламывать клетки и освобождать их. Потому что по­теряна была ими вместе с родиной и идея свободы. И от вне­запного их освобождения могло стать только страшней».

Повесть А. И. Солженицына «Раковый корпус» была вы­брана мной для рецензирования потому, что она помогла мне понять смысл жизни, вопросы истины и добра. Это произве­дение, как никакое другое, научило меня, что надо в жизни ценить, за что нести ответственность.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.