Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Солженицына А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Женские образы в творчестве А. И. Солженицына


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Так уж случилось, что в большинстве литературных про­изведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь «сильны­ми мира сего».

Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в его книгах — отдельная судьба.

В таком объемном произведении, как «В круге первом», написанном в основном о мужских судьбах, женщины игра­ют роль верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но не свободных по разным причинам. Солженицынские герои­ни поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Героини Солженицына как бы «не от мира сего». Часто они одиноки, их не понима­ют даже самые близкие люди. Они редко находят себе собе­седников, которые смогли бы проникнуться к ним соучасти­ем, выслушать и понять. Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в Иннокентии Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам яв­ляется странноватым даже для собственной жены. «... Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы и ответить!» Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, несмотря на поверхностные взгляды, видеть душевную кра­соту. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направ­лено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий.

Рассказ «Матренин двор» написан целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матре­на является главным действующим лицом. Вокруг нее разви­вается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа «В круге первом». В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она жила в своем собственном мире. Осуждаемая, непонятая, не такая, как все. «В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..»

У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. У нее нет тяги к философским рассуждениям. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Есть у Солженицына женские образы, как бы противопо­ставленные верным женам заключенных, девушкам с глубо­кой душой и праведной труженице. Так, совсем непохожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спо­койном благополучии всеобщего благоговения, не вызывают симпатии автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до «странной» Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомыс­ленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.

Такого рода женские образы проскальзывают в произведе­ниях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, на­пример, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчет­ливых. Но количеством подчеркнута не их правота, а скорее на­оборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа.

Сам автор, пройдя сложный жизненный путь, повидав много разных людей, создал образ женщины, которая под­держит и поймет, воспримет тебя таким, каков ты есть. Со­лженицын упоминает «праведника» в рассказе «Матренин двор», и не случайно. Это относится ко всем положительным героиням. Ведь все они умели смириться и в то же время ос­таваться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духов­ность, не забывая о человечности и нравственности.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.