Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Солженицына А. И.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Александр Исаевич родился в декабре 1918 года. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону

физико-математический факультет университета, одновремен­но поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942-го по 1945-й командует на фронте батареей, на­гражден орденами и медалями. В феврале сорок пятого в зва­нии капитана арестован из-за подслеженной в переписке кри­тики Сталина и осужден на восемь лет. Затем был в Казахстане. Однако с февраля 1957 года последовала реабилитация. После появления в 1962 году произведения «Один день Ивана Дени­совича» был принят в Союз писателей. В семидесятом году он удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ» насиль­ственно изгнан на Запад.

Таков нелегкий жизненный путь писателя. Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивос­тью, болью за происходящее, прозорливостью.

«Один день Ивана Денисовича» задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере.

«Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем».

Сам Солженицын называл это произведение рассказом. По­вестью предложили назвать в «Новом мире». Образ Ивана Де­нисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Рассказ получил Нобелевскую премию. Солженицын рассказывает час за часом об одном дне за­ключенного, от подъема до отбоя. И там работают, спят, едят, ссорятся и мирятся, спорят, подшучивают.

На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую. Мы узнаем жизнь за­ключенного изнутри. Здесь иная шкала ценности вещам и от­ношениям. Восемь лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко всякой мелочи, ибо от этого зависит благо­получие, здоровье и сама жизнь заключенного. Когда мы чи­таем в конце повести, что Шухов засыпал «вполне довольный», это приносит нам чувство сострадания. Удачи Шухова прояви­лись в том, что он избежал лагерных напастей: «не посадили... не выгнали... не попался... не заболел...»

Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Дени­совичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик... Крестьяне, сол­даты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.

До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окру­жения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, поклонялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.

В лагерных условиях обнаруживается ценность простей­ших «материальных» элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. «Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином». Лишняя пайка хлеба — не просто поддержка, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы — ив голову не придет унижаться и выпрашивать.

В Бога Шутов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться к конкретной работе. Бережно относится он и к инструменту.

Как бы был нужен Шухов в своей деревне. Получая письма от жены, Шухов переживает, как там с сенокосом.

В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта, отзывчивость. Ему платят тем же.

Второй главный герой повести — бригада. Чувствуется гор­дость коллективным трудом. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в надзирательской, тот уверен, что товарищи прибе­регут ему завтрак.

Повесть Солженицына сохраняет свое познавательное зна­чение и по сей день. Она поражает жестокостью и прямотой своей правды.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.