Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роль природы в произведениях русских писателей 19 века (по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Тучи, как волосы, встали дыбом

Над дымной, бледной Невой.

Б. Пастернак

 

Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями приро­ды, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях

занимает описание природы. Век тому назад это явление в литературе было ярче, чем в наши дни. Это и понятно: при­рода тогда была несравнима по своей пышности с нынешней. Хотя, конечно, многое зависит от таланта писателя. Федор Михайлович Достоевский — психолог и философ. Он стре­мился отразить тончайшие движения человеческой души и поэтому часто прибегал к помощи пейзажа. Хочу отметить, что, по-моему, пейзаж помогал Достоевскому восполнять со­бытия и образы героев. На мой взгляд, ему не очень удава­лись просто портреты его героев, как, например, я вижу по­ртрет пушкинского Онегина или лермонтовского Печорина. Но зато через окружающую природу или взгляды героев на природу Достоевский эффектно создает психологические об­разы участников событий его произведений.

В романе «Униженные и оскорбленные» события предель­но сжаты и проходят за очень короткий промежуток време­ни. Психологические конфликты развиваются в форме ост­рых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувст­вах, переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир. А мир — это природа, которая помогает писателю четче вы­явить характеры проникновенных исповедей Ихменева и Нелли или циничных откровений князя Валковского.

Роман начинается символической картиной вечернего Пе­тербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Уди­вительно, что может сделать один луч солнца с душой чело­века!» Здесь очень заметно, что писатель соотносит картину природы со своим настроением. А перед тем как перейти к изложению событий, снова дает описание природы: «Но сол­нечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». В этом случае уже погасший солнечный луч не просто деталь природы, а предвестник какой-то беды, какого-то мрачного события. И точно: далее мы узнаем о смерти старика Смита и его странной собаки.

Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям. Иван Петрович, который после смерти Смита переехал на его квартиру, говорит о своей грусти и, как рас­сказчик, сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вече­ру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату». «Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. А в четвер­той части романа примирению Николая Сергеевича Ихмене-ва с Наташей предшествует замечательное явление: раздает­ся «довольно сильный удар грома». Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь. О Наташе автор пишет: «Плато­чек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении человеческой души. В своей исповеди, изложенной в после­дующей главе, Ихменев разъясняет подлинный смысл симво­ла природы. «Она здесь, опять у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой, и за милость твою! И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!»

Итак, Достоевский не только очеловечивает природу, но и очень удачно сливает ее явления с действием, а также с по­ртретами и характерами героев.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.