Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: В Петербурге Ф. М. Достоевского


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как рав­ные, в великие ряды людей, чьи имена — Шек­спир, Данте, Сервантес, Руссо и Гёте.

М. Горький

 

В истории мирового романа Ф. М. Достоевскому принадлежит одно из первых мест. В литературу он вошел как гениальный художник-гуманист, исследова­тель человеческой души. Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. В своих произведе­ниях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ними, пытаешься сам найти на них ответ. Не так давно я прочитала один из романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман — один из самых сложных романов, наверное, во всей литерату­ре. «Преступление и наказание» еще называют «пе­тербургским романом». Кроме Достоевского, образ Пе­тербурга в своих произведениях создавали и его пред­шественники: Пушкин, Гоголь, Некрасов. В творчестве А. С. Пушкина звучат мелодии чуть ли не всех литера­турных жанров: сонеты и элегии, оды и послания, по­эмы и сказки, роман в стихах и повесть в стихах, ма­ленькие повести и трагедии, драмы. Все это Пушкин освоил и оставил в наследие, из которого выросла, воз­мужала русская литература. И в каждом из этих жан­ров — ломка устаревших канонов, смелое новаторство. И, естественно, что Пушкин не мог оставить в стороне образ Петербурга, который он очень любил и которым восхищался. Петербург в начале XIX века был одним из красивейших и богатейших городов Европы. Его ве­личавую и строгую красоту воспел Пушкин в «Медном всаднике».

 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия...

 

В этом произведении Пушкин показывает нам «Пе­тра творенье» во всей его красе, но в то же время отра­зив его двуличность. Пушкинский Петербург, пред­ставший перед нами, — это нарядная столица огромной империи, овеянная историческими преданиями, сосре­доточившая в себе всю мощь страны и всю власть над ней.

Вслед за Пушкиным в литературу вошел один из крупнейших художников-реалистов — Н. В. Гоголь. Он также не обошел образ Петербурга, написав цикл повестей, объединенных одним названием — «петер­бургских». Гоголь углубляет в своих произведениях тему двуликости «града Петрова». Петербург Гого­ля — это город владельцев «роскошных палат» и го­род жалких лачуг, в которых селились нищие ху­дожники, бедные чиновники и ремесленники. И эти два Петербурга Гоголь сопоставляет и сталкивает между собой. Так в повести «Невский проспект» мы встретим чиновников с их женами, вышедшими на прогулку, но во всей этой толпе не увидим ни одного человеческого лица, а вместо них «бакенбарды... про­пущенные с необыкновенным и изумительным ис­кусством под галстук, бакенбарды бархатные, атлас­ные, черные, как соболь или уголь...», усы «никаким пером, никакой кистью не изобразимые», тысячи шляпок и платьев. Мы увидим выставку туалетов, искусственные ненатуральные улыбки и поймем, как пусты, ничтожны и низменны все эти люди — выс­шие круги столичного общества. За маскарадом этих туалетов, платьев скрывается нечто низменное, бе­зобразное и бездушное. И среди всего этого блеска проносящихся карет Гоголь рисует образ молодого художника Пескарева, ищущего везде прекрасное. Однако он не выдерживает столкновения с ложью и лицемерием, с грязной действительностью и поги­бает. В повести «Шинель» Гоголь показывает, до че­го калечит душу и опустошает ее мир чиновничества и денег. Писатель показывает, как глухи люди к чу­жому страданию в этом ужасном, жестоком мире чи­нов. В гоголевском Петербурге мы уже не видим того «Петра творенья», которое воспел Пушкин, а видим город лицемерия и лжи, где главное не человеческие качества, а деньги и изысканность внешности.

Некрасов продолжил традиции Гоголя-реалиста. Он писал прозу, разную по жанрам и стилевым осо­бенностям. В своем произведении «Петербургские уг­лы», которое он опубликовал в альманахе «Физиоло­гия Петербурга», Некрасов сосредоточил свое внима­ние на столичном «дне». Здесь «натура» говорит сама за себя, а это не только убогие квартиры, но и сами жильцы, хозяйки. Некрасов показывает нам бессмыс­ленность и бесчеловечность жизни в «петербургских углах».

Петербург Достоевского — это уже далеко не пуш­кинский город, это город с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами. Ко­нечно, Достоевский не мог забыть о дворцах знати, со­зданных известными зодчими, о прелестных парках, просто герои его романов не видели всего этого. Обита­тели убогих квартир и углов в трущобах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторони­лись Невского проспекта, они не видели красоты пуш­кинского города.

В «Преступлении и наказании» Петербург являет­ся своеобразным героем, действующим лицом, горо­дом, который душит, уничтожает все лучшее в чело­веке, внушает безумные идеи. Так, например, вот ка­ков летний Петербург глазами Раскольникова, главного героя романа: «На улице жара стояла страш­ная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, ле­са, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу»... Город Достоев­ского — это город, толкающий на смерть, на убийство других и самих себя. Например, женщина «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впав­шими глазами» вдруг бросается в воду, Соня Мармеладова, которая пошла по желтому билету, Рас­кольников, убивший старуху-процентщицу, и тут же Лужины, толкающие на гибель совестливых и беспо­мощных Мармеладовых, ведущие к медленному убий­ству людей, к отказу от добра и света в их душе. Пе­тербург Достоевского безжалостен и жесток к «уни­женным и оскорбленным». Улицы города грязные, но и дома, в которых живут герок, не лучше. Мы ви­дим «грязные и вонючие» дворы, темные лестницы — «узенькие, крутые и все в помоях», а комнаты похожи на гробы. Ощущение безвыходности из всего этого мучит и Раскольникова, и Соню, и многих других, толкая одних на убийство, других на бесчеловечный акт купли-продажи.

Петербург Достоевского — это город, несущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев «роскошных палат»? И Достоев­ский, как писатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и на другие проблемы, волнующие его. Пытается понять жизнь столичного «дна», мир «униженных и оскорбленных», мир «бедных людей». Он осуждает и выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на смерть, на раз­врат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жестоким и безжалостным.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.