Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Достоевского Ф. М.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний,

О, будь же собственным Творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом.

Д. С. Мережковский

 

В романе «Преступление и наказание» показано два со­вершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят раз­ные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спо­койно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении своей жизни он при­думывает теорию о сверхчеловеке, который может убить дру­гого человека и это не будет считаться преступлением.

Д. И. Писарев писал: «... Раскольников находится в та­ком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в без­надежную борьбу с обществом». Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а сильный и решительный человек.

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он от­рекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова по­чувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он соверша­ет убийство. Свое преступление Раскольников продумыва­ет до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого че­ловека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теря­ется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернув­шись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольс­кого начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольни­ков совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Напо­леоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной стару­хи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что «всю свою теорию Раскольников построил ис­ключительно для того, чтобы оправдать в собственных гла­зах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчест­ным средствам обогащения...». Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать «рацио», в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует «рацио», он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно не­состоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Расколь­ников в душе так и не раскаивается в совершенном поступ­ке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содер­жанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в сво­ей правоте, не может возникнуть возможности реабилити­роваться. А Достоевский все же дает ему такую возмож­ность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда на­силие достигает огромных размеров, а такие люди, как Рас­кольников, способны на чувства, имеют еще не совсем ис­коверканную душу, они должны иметь шанс для возвра­щения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, смо­жет направить ум и душу Раскольникова в правильное че­ловеческое русло.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.